Маркировка ювелирных изделий
Особенности маркировки ювелирных украшений
Под маркировкой в общем смысле понимается нанесение специальных кодов DataMatrix, благодаря которым можно проследить весь маршрут от изготовителя до конечного потребителя. Но для изделий из драгоценных металлов предусмотрена двойная защита – на них должна быть еще и физическая нанометка, невидимая невооруженных глазом. Ее размер составляет всего 0,8х0,8 мм. Такую отметку ставят с помощью лазерной установки в Федеральной пробирной палате. Из-за технических сложностей некоторые этапы обязательной маркировки периодически продлеваются. В процессе гравировки нельзя допускать слишком высоких температур, давления и ухудшения качества изделий.
Зачем маркировать ювелирные украшения?
Около 50% колец, цепочек, серег и других изделий из драгоценных материалов реализуется нелегально. Чтобы минимизировать процент контрафакта и очистить рынок от недобросовестных продавцов, вводят обязательную маркировку. Если раньше некоторые предприниматели меняли бирки с описанием от производителя – завышали вес или указывали более дорогие камни, — то теперь обмануть покупателя не получится. Уникальный идентификационный номер (УИН) изделия покажет верные характеристики и подлинность украшения. А надзорные органы смогут лучше контролировать рынок.
В отличие от других категорий товаров, оператором маркировки ювелирных изделий стал Госзнак, а не ЦРПТ. Именно он выдает Data Matrix и присваивает УИН. И все участники оборота украшений должны зарегистрироваться в Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК).
Что такое ГИИС ДМДК?
Благодаря ей работники налоговой службы выявляют отмывание денег и незаконный доход. Если человек оплачивает покупку наличными от 40 000 рублей или картой от 100 000 рублей, то предъявляет паспорт. Раньше его данные переписывали сотрудники ювелирного магазина, а налоговики фиксировали сведения при проверках. Теперь все содержится в единой системе.
Что подлежит маркировке?
Список материалов, на которые распространяются требования о маркировке, периодически обновляется. На сегодняшний день это:
- палладий в виде порошка;
- золото в любом виде;
- платина;
- любые алмазы, в том числе незакрепленные;
- сапфиры;
- изумруды;
- рубины.
Что касается серебра весом до 3 грамм, то его пока маркировать можно добровольно. Также важную роль играет используемая проба:
- 585 - платина;
- 333 - золото;
- 500 - палладий.
Если она меньше, изделие маркировать не обязательно.
Также от обязательной маркировки освобождаются следующие случаи:
- ввоз на территорию РФ в качестве экспонатов выставок;
- транспортировка между таможенными складами;
- если их привозит частное лицо для личного ношения, а не продажи;
- если предмет представляет из себя историческую ценность или является музейным экспонатом;
- если это конфискат или клад;
- если материалы находятся в государственном складе камней и драгоценных металлов;
- если золото будет использоваться в медицинских учреждениях, при создании художественных произведений или оформления зданий.
Как работает маркировка на разных этапах оборота ювелирных изделий
Для всех участников рынка прописаны свои задачи.
Добывающая компания должна сформировать партии сырья, промаркировать упаковку кодами Data Matrix и отгрузить заказ производителю, использующему давальческую схему работы, или на аффинажное предприятие.
Производитель:
- получает сырье;
- изготавливает заготовки и полуфабрикаты;
- отправляет их в ФПП;
- делает украшения;
- снова отправляет в ФПП на проверку;
- заказывает коды маркировки и наносит на этикетки.
При оформлении полуфабрикатов в товарно-учетной системе указываются данные о партии сырья.
Переработчик-изготовитель украшений:
- получает от собственника маркированный груз;
- изготавливает изделия;
- апробирует в ФПП;
- заказывает коды и печатает их на бирке и на упаковке для транспортировки.
Аффинажное предприятие
Такая компания очищает металл от примесей. После обработки ценность украшения повышается. Из-за того, что от них не зависит дальнейший оборот, аффинажные предприятия просто занимаются очисткой сырья и отправляют его обратно владельцу. А владелец отмечает факт процедуры в ГИИС ДМДК.
Оптовики и скупщики:
- оформляют смену собственника от производителя на компанию-покупателя;
- распределяют товары по продавцам.
Розничный магазин:
- принимает изделия;
- фиксирует приход;
- при продаже конечному покупателю сканирует код маркировки.
Фискальные данные передаются оператору, которые затем поступают в ГИИС ДМДК.
Ломбарды получают маркировочные коды, печатают их на бирках и продают изделия, которые так не выкупили.
Этапы маркировки
Из-за особенностей физической маркировки, начало обязательной процедуры перенесли с сентября прошлого года на 1 марта 2022 года. Все участники рынка должны были зарегистрироваться в ГИИС ДМДК, заказать коды Data Matrix и до 1 сентября 2022 года прикрепить бирки к остаткам.
С 1 марта 2023 года в силу вступит на импорт и изготовление ювелирных изделий без маркировки. Но остатки на складе хранить можно.
До 1 марта 2024 года все украшения нужно успеть промаркировать в Федеральной пробирной палате, затем начнут наказывать за продажу немаркированной продукции.
Подготовка к маркировке
Вот, что необходимо для маркировки ювелирных изделий:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Для этого нужно обратиться в один из удостоверяющих центров от Минкомцифры РФ.
- Получить в ФНС справку об отсутствии задолженностей.
- Зарегистрироваться в ГИИС ДМДК.
- Вступить в ассоциацию автоматической идентификации ГС1 РУС.
- Заключить договор с Гознаком на предоставление кодов маркировки в виде DataMatrix.
- Купить следующее оборудование для нанесения меток и автоматизации учета:
- онлайн-кассу для передачи в ГИИС информации о продаже;
- сканер 2D-кодов для считывания Data Matrix;
- принтер этикеток (обратите внимание, что бирка на ювелирных украшениях очень маленькая, поэтому важно высокое качество печати — выбирайте разрешение 600 dpi);
- терминал сбора данных для ведения учета штрихкодов и удобной инвентаризации.
Если говорить о товарно-учетной системе, то для работы понадобится «1С:Розница 8. Ювелирный магазин». Программа сопоставляет данные об изделии со сведениями из ГИИС ДМДК, проверяет УИН и ИНП, помогает отслеживать перемещение товаров между складами и магазинами, ремонт изделий, количество остатков и регулировать ценообразование.
Незаконный оборот непромаркированных товаров преследуется по закону. Нарушителям грозят штрафы: для граждан за продажу 2000-4000 рублей, должностным лицам 5000-10 000 рублей, а юрлицам 50 000 – 100 000 рублей за изготовление и до 300 000 рублей за продажу.
В интернет-магазине Денвик вы можете подготовиться к маркировке – купить необходимое оборудование и программное обеспечение. Кроме того, сотрудники компании помогут зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и ГС1 РУС, получить нужные документы и обучат программе «1С:Розница 8. Ювелирный магазин», а также работе с маркированными товарами.
Получить консультацию
- Комментарии